Роль СМИ в обществе — Всё о культуре Беларуси: новости, афиша, каталог заведений

Источник: eventr.ru | 08.10.2012 22:17

Так как в век глобальной информатизации и глобализации общества стало невозможно уклониться от прямого либо косвенного влияния СМИ, встает актуальный вопрос — какую же реальную роль в современном обществе играют СМИ? Какие механизмы позволяют зачастую в обход здравого смысла популяризировать в обществах убийственные алгоритмы поведения, к которым еще вчера было диаметрально противоположное отношение? Как именно сформированные в СМИ образы влияют на поведение индивида и общества в целом ?

Прежде чем подвести читателя к пониманию вопроса о “Роли СМИ в обществе”, мы поэтапно рассмотрим следующие вопросы:

1. Что такое информация? Определение информации.

2. Место информации в структуре психики личности.

3. Влияние информационной среды на формирования психики.

4. Как осуществляется управление социальными процессами на основе формирования информационного пространства?

5. Способы обработки информации индивидами.

6. Видение роли СМИ в официальной науке.

Что такое информация вообще.

Информация (образ) — некий смысл бытия, идея, предназначение или содержание, которое заключается в вербальном сообщении или выражено невербальным способом на том или ином материальном носителе, но без материального носителя сама по себе не существует, не воспринимается, не передаётся.

Всемирный информационный банк данных, сохраняемый в структуре материи. В терминах наиболее общих категорий: нечто, объективно существующее, но не материальное, что передаётся в процессе взаимодействия, изменяющего состояние материи — отображения — от одного материального носителя к другому и не утрачивает своего объективного качества при смене материального носителя.

Т.е. то, что можно обобщить под понятием “информация”, является объективной составляющей Мироздания. Информация в неразрывном триединстве с материей и мерой образует систему объективных неизменно первичных различий (предельных обобщений), составляющих основу жизни Мироздания.

Место информации в структуре психики личности.

Осознанно — осмысленная деятельность человека — это выражение его мировоззрения, через призму которого преломляются все потоки входящей информации, приносимой телесными и биополевыми органами чувств, и информации, встающей из памяти, которая соотносится с входящим потоком информации.

В процессе накопления первичной информации ( образы, “мелодии”) формируется мировоззрение индивида (основа его миропонимания). Поток образов и “мелодий”, приносимый органами чувств, соотносится со сложившимся на тот момент мировоззрением. На основе такого соотнесения, неким образом в психике индивида упреждающе, по отношению к течению событий во внешнем мире, моделируются варианты развития ситуации, а наилучший с субъективной точки зрения вариант ложится в основу поведения. Иными словами, восприятие информации индивидом всегда субъективно, вопрос в том, насколько адекватно субъективное восприятие отражает объективные события и явления, по отношению к которым индивид вырабатывает некую оценку (т.е. нравственный стандарт). Если информация об объективных событиях, явлениях искажена (намеренно либо не намеренно, либо искажена субъективизмом самого индивида),то и в этом случае индивид вырабатывает свое субъективное отношение к данному явлению, событию и т.д.. В результате психической деятельности вырабатывается наиболее приемлемый индивиду вариант развития событий, даже если он не адекватен жизни в целом. Для самого индивида неадекватность мировосприятия по жизни может выражаться в разного рода невезении или неудачах на различных этапах жизни.

Психика человека есть информационно-алгоритмическая система, следовательно, результаты её деятельности зависят от характера поступающей информации и её обработки, обусловленной нравственностью, отвечающей за распределение информационных потоков в психике человека. То есть результаты обработки одной и той же информации у разных индивидов при различных нравственных стандартах будут различны. В качестве примера можно привести ситуацию, когда у впереди идущего перед вами человека из кармана выпадают деньги: если для вас нравственно приемлемо присвоить чужое, то вы промолчите, если же нет, то вы окликните этого человека и отдадите деньги.

Т.к. психика индивида — это информация и алгоритмика ее обработки, следовательно, без информации не может быть психики, а вместе с тем и личности индивида. А от характера поступающей информации и алгоритмики (нравственности) ее обработки зависит становление и развитие личности индивида.

Влияние информационной среды на формирования психики

Человек существо социальное. Общение, обмен определенного рода информацией между субъектами, социальными группами людей — это неотъемлемая часть жизни общества и индивида, а также основа для того, чтобы стать человеком. Следовательно, общество формирует некую информационную среду — весь опыт, знания и навыки, передаваемые в преемственности поколений, запечатленные на различных материальных носителях. К примеру: памятники культуры, литература, традиции, сказки, предания и т.п.. То есть всё то, что не передается генетически. Становление личности, а также возможность стать человеком вне какого либо общества, невозможно.

Согласно современным представлениям, с точки зрения нейрофизиологии функциональная организация новой коры больших полушарий мозга у взрослых особей животных и людей не является сформировавшейся, консервативной функциональной системой, как считалось ранее, а подвержена значительной перестройке под влиянием средовой информации.

Примером тому могут служить случаи с детьми “Маугли” (не те, что по Киплингу), а те, что по определенным причинам буквально оказались на попечении у животных. После такой опеки у некоторых особей, которые, к слову, лишь образно походят на человека, наблюдаются повадки животных, пробуждаются животные инстинкты, копируются повадки животных, с которыми индивид проводит свою жизнь.
Если индивид находится в стае животных, вырасти из нее может только животное. После изъятия из животной среды таких детей практически невозможно вернуть в общество в роли полноценных его членов.

То есть находясь в стае животных может вырасти только животное со всеми вытекающими. После изъятия из животной среды, таких детей практически не возможно вернуть в общество в роли полноценных их членов.

Главным источником информации о внешнем мире для индивида является первичная информация (даваемая в озарении), (НАДО) приносимая органами чувств, в процессе осмысления которой рождается новый вид информации – внутри-социальная информация, как результат психической деятельности людей. Вся внутри-социальная информация объединяется под понятием культура общества, то есть культура общества есть информационная среда. Культура общества – это весь субъективный опыт (информация), накопленный индивидами, передаваемый в устной, письменной, графической форме, в форме не формализованных и не описанных навыков, осваиваемых в непосредственном общении людей.

Культура в описанном выше смысле неоднородна и многогранна, она вбирает в себя множество локальных (региональных) культур – цивилизаций, народов и народностей (национальностей), религиозных и др. В глобальном историческом процессе “расцветали” и “угасали” различные региональные культуры. Каждая из них характеризовалась неким “смыслом жизни”, совокупностью идеалов, неким не формализованным замыслом жизнеустройства, выражающемся через культуру в деятельности и творчестве людей. Т.е. сам замысел жизнеустройства – первичен по отношению к культуре, в которой он выражается. Этот замысел — есть концепция развития общества( работающая на цели лиц её сформировавших).

Обмен информацией между индивидами, большими общностями людей позволяет строить более целостную картину мира, что позволяет выходить за рамки собственного восприятия окружающего мира. Сознанию индивида становится доступна информация, какой-то опыт других людей, которыми можно воспользоваться в дальнейшем, не воспроизводя все этапы на пути к выработке того или иного знания. Эта информация ложится в основу выработки индивидом целеполагания, линии поведения, принятия управленческих решений, на её основе формируются стереотипы поведения и отношения к явлениям, процессам внешнего мира, другие поведенческие алгоритмы. Другими словами, культура общества (информационная среда) формирует в психике отношения к тем или иным явлениям.

Управление социальными процессами на основе формирования информационного пространства.

С развитием общества, от малых социальных групп до государственных образований, кол-во циркулирующей информации в обществе неуклонно росло. В малых общностях людей формирование целей, путей их достижения, способов решения задач, стоящих перед этой общностью, возможно решить посредством прямого общения. В рамках современных государств, такой способ коммуникации “все со всеми” нереализуем. С развитием общества и техносферы такими средствами синхронизации стали средства массовой информации в их широком понимании, которые включают в себя все средства по передаче, хранению и распространению информации, начиная от книг и заканчивая интернетом. Стоит отметить то, что каждый носитель информации начиная от книги и заканчивая глобальной сетью Интернет, имеет свою скорость распространения и актуализации информации за единицу времени. Так, печатные издания в настоящий момент можно считать самыми медленными в деле распространения информации. Например для того чтобы написать, затем пустить в тираж, а потом еще продать, книге нужно проделать немалый путь, да и охват аудитории будет несоизмеримым с аудиторией радио, тв и инетернета. Газета скорость распространения, а также охват аудитории многим больше чем у книги. Но она также намного уступает радио, тв, интернету. На данный момент самой большой по охвату аудитории являются радио, тв и сеть интернет, Последний, к слову, (выделить запятыми) уже обогнал по количеству пользователей радио и телевидение. Интернет уже стал неким агрегатором, куда потихоньку переориентируются печатные издания, радио, и телевидение.

Государство — система профессионального управления делами общественной в целом значимости. Государство как «суперсубъект» возникает из потребности множества субъектов в том, чтобы природные и социальные явления, оказывающие воздействие на жизнь каждого из них, были под постоянным присмотром (контролем) и по возможности, под управлением и не оказывали вредоносного воздействия на жизнь людей.

Одна из функций государства, интересующая нас в рамках данной работы – функция управления социальными процессами, протекающими в обществе, а также препятствие управлению извне. Эта задача решается на основе структурного способа управления (термин из ДОТУ) –через законодательные, судебные и исполнительные структуры власти. Также управление может осуществляться безструктурным способом (термин из ДОТУ), в его основе лежит преимущественно безадресное циркулярное распределение информации во множестве элементов (людей), составляющих суперсистему (общество).

Т.к каждый индивид, в т.ч. и общество как общность субъектов, государство, ставят перед собой цели и пути их достижения, и для того чтобы эти цели и пути их решения не взаимоисключали друг друга в рамках одной общности, государства, а система управления общественными делами была предсказуема и управляема, встал вопрос об синхронизации большой массы людей – культурно, идейно (идеологически – по целям и путям их достижения).

Таким инструментом, помимо образовательных стандартов, принятых в обществе, являются СМИ (средства массовой информации). Которые они выполняют связующую функцию между обществом и государством.

В связи с тем, что в больших общностях, государствах циркулирует огромное количество разнородной информации, встал вопрос о выборке определенного рода информации, важной в данной момент для общества. Степень важности информации определяется концепцией развития общества, ее целями и путями их достижения, с последующим распространением информации в обществе, с целью создания единого информационного пространства и автосинхронизацией общества . Другими словами, оказывать управляющее воздействие на социальные процессы в обществе, через создание образов и идей, которые являются первичными к деятельности человека. Т.к. изначально формируется образ и идея, и только затем они реализуется в практической деятельности (если эти образы и идеи нравственно приемлемы).

Как было сказано выше, от характера поступающей информации и алгоритмики её обработки зависит развитие и становление личности, и ее практическая деятельность. Т.е. СМИ являются средством распространения управленчески значимой информации, а по сути распространение определённой информации выражается в статистике поведенческих закономерностей, выявляя которые можно предугадывать результат, то есть управлять. Следовательно, выборка информации из потока событий определяется целями управления.

Итак, ввиду своей оперативности, динамичности в деле обновления и донесения новой информации, СМИ являются основным источником информации в пределах сложившейся культуры.

Примерами такого управляющего воздействия на общество по средствам СМИ а так же кинематографа могут быть:

Формирование образов кандидатов в выборном процессе. По сути, избиратель выбирает между образами, созданными в СМИ, которые зачастую могут не соответствовать действительности.

Журналы для девушек и женщин формирующие образ стандартов “красоты” и стереотипов поведения. Большинство глянцевых изданий посвящено моде, уходу за телом, сексу. Наряду с поверхностными текстами, не несущими ровным счетом ничего, кроме косвенной рекламы того или иного продукта, на страницах изданий присутствует в большом количестве реклама, насыщенная образами “идеалов”, “стандартов” красоты. Практически в каждом таком издании можно найти несколько страниц, посвященных сексу — как, где, с кем им лучше заниматься и когда. Советами как привести себя в порядок после бурной ночи и т.п. Не обходят стороной такие темы как занятие спортом, здоровое питание и т.д., что скорее служит разбавителем для основных поднимаемых тем в подобных изданиях.

Формирования образа семьи через фильмы. Яркий пример — сериал “Счастливы вместе , российская версия американского сериала “Женаты… с детьми”. По большому счету, если взять выборку практически всех голливудских фильмов, то полная нормальная семья в этих фильмах довольно-таки редкое явление. Также интересен тот факт, что все американские супергерои сироты либо не из полной семьи.

Образ “успешного” человека. Как стать “успешным”. В этом образе выражается демонический строй психики, где “успешен” тот, кто взобрался на вершину некой социальной пирамиды, а то, что взбирался по головам остальных, оправдывается целью. Т.е. принцип — цель оправдывает средства – нравственно приемлем.

Тут мы подходим к вопросу о том, как так получается, что в психику индивида можно загрузить то, что еще вчера для него было неприемлемо. То есть встает вопрос о способах обработки информации, поступающей в психику индивида.

Способы обработки информации индивидами.

По жизни человеку многое приходится принимать на веру, т.к. возможности каждого в отдельности индивида ограничены его органами чувств и биополевыми структурами. Если индивид выбирает путь неверия, то весь мир в его представлении будет ограничен сугубо его органами чувств (то есть личным опытом и т.п.). Ни одному индивиду не под силу заменить собой все человечество и его потенциал. Посему многое нам приходится принимать именно на веру.

Психика человека постоянно находится в режиме решения неопределенностей по отношению к тем или иным явлениям. В процессе разрешения этих неопределенностей по жизни многое приходится принимать на веру. Вера же позволяет расширить мировоззрение и миропонимание до границ Объективной реальности, будучи способной объять всё. Однако при таком подходе сразу же встаёт вопрос об истинности принимаемого на веру.

Вопрос о способах(схемах) обработки получаемой индивидами информации широко не встаёт и не осознаётся, за исключением ограниченного числа индивидов составляющих определённые субкультуры( тех кто осознаёт роль информации как инструмент управления обществом на основе бесструктурного распределения информации со статистически предсказуемым результатам).

Первый способ представлен на схеме 1 ниже. Поток во­с­принимаемой информации, поступающей из организма и из внешней среды, обладает наивысшей приоритетностью. Он непосредственно подаётся на вход алгоритма выработки управленческого решения. Со­отнесение его с содержимым памяти — мировоззрением и миропониманием — в процессе обработки носит настолько поверхностный характер, что им можно в рассмотрении пренебречь. По этой причине память — мировоззрение и миропонимание — на схеме не показаны.

shema-11-7749818Второй способ представлен на схеме 2 ниже. Информация, поступающая из внешней среды, загружается непосредственно в долговременную память, т.е. в мировоззрение и миропонимание, а алгоритм выработки управленческого решения черпает информацию из долговременной памяти, и в самом процессе вы­работки решения сопоставляет входные потоки информации с информацией, уже наличествующей в памяти

shema-21-7231386Третий способ представлен на схеме 3 ниже. Информация, поступающая из внешней среды, достоверность которой сомнительна, алгоритмом-сторожем загружается в «буферную память» временного хранения(на схеме она обозначена надписью «Карантин»). Некий алгоритм-ревизор в «Преобразователе информации», выполняя в данном варианте роль защитника мировоззрения и миропонимания от внедрения в них недостоверной информации, анализирует информацию в буферной памяти «Карантина» и присваивает ей значения: «ложь» — «истина» — «требует дополнительной проверки» и т.п. Только после этого определения и снабжения информационного модуля соответствующим маркером («ложь» — «истина» и т.п.) алгоритм-ревизор перегружает информацию из «Карантина» в долговременную память, информационная база которой обладает более высокой значимостью для алгоритма выработки управленческого решения, чем входные потоки информации. Также «Преобразователь информации» осуществляет совершенствование алгоритма-сторожа, распределяющего входной поток информации между «Карантином» и остальной памятью.

shema-31-1133469Управленческое решение строится, как и при втором способе в процессе сопоставления информации, уже наличествующей в долговременной памяти (мировоззрении и миропонимании), с информацией входных потоков. Однако информация, помещённая в «Карантин», не может стать основой выработки управленческих решений, по крайней мере, — особо значимых решений, неосуществимость которых неприемлема. При прочих равных условиях, время реакции системы на поступление информации из внешней среды растёт от первой схемы к третьей; т.е. быстродействие, оцениваемое по времени реакции на воздействие, падает.

Однако, если в информационном потоке, поступающем в систему из внешней среды, присутствует помеха типа «бессмысленный шум» или помеха типа «наважде­ние», в котором выражается целенаправленная попытка извне изменить самоуправление нашей системы в соответствии с чуждой нам концепцией управления ею, то устойчивость процесса самоуправления растёт от первой схемы к третьей, поскольку растёт помехозащищённость выработки управляющего воздействия, которое строится на основе стабильной или медленно изменяющейся информационной базы долговременной памяти в целом.

· В первой схеме «шум» и «наваждения» (т.е. недостоверная информация) являются непосредственной информационной базой выработки управленческого решения. При этом «шумы» и «наваждения» могут представлять собой целенаправленный поток управления извне, если реакция системы на различные варианты внешнего воздействия предсказуема для внешних субъектов.

· Во второй схеме «шум» и «наваждения» включаются в информационную базу выработки управленческого решения и по мере того, как ими замусоривается долговременная память и они бесконтрольно вовлекаются в алгоритм выработки управленческого решения в качестве достоверной информации, на основе которой оно вырабатывается.

· В третьей схеме «шум» и «наваждения», прежде чем войти в информационную базу, на основе которой вырабатывается управленческое решение и строится поведение системы, дол­жны обмануть алгоритм-сторож и алгоритм-ревизор, перегружающий информацию из буферной памяти временного хранения в долговременную память и определяющий принадлежность информации к взаимно непересекающимся категориям «ложно», «ис­тин­но», «требует дополнительной проверки».

Соответственно, если система самоуправляется по третьей схеме, то чтобы навязать ей чуждое внешнее управление, следует либо загрузить информацию в долговременную память «контра­бандой» в обход алгоритма-сторожа; либо остановить алгоритм-сторож и алгоритм-ревизор — и тем самым перевести систему на вторую схему управления; либо подать на вход системы информационный поток «шумов» и «наваждений» такой интенсивности, чтобы управление по третьей или второй схеме потеряло устойчивость вследствие недостаточного быстродействия и система перешла на управление по первой схеме, которой свойственна скорейшая реакция на информацию, непосредственно поступающую из внешней среды, при практически полной утрате памяти в процессе выработки управленческих решений. Но и первая схема обладает своими пределами устойчивости. В алгоритмике психики людей потеря устойчивости самоуправления по первой схеме проявляется либо в форме ступора (отсутствие какой-либо реакции на течение событий: это ещё одно состояние, которое может быть охарактеризовано поговоркой «башню клинит») либо в форме истерики (эмоционального срыва, в котором реакция несообразна и несоразмерна течению событий).

С точки зрения обеспечения информационной безопасности в смысле устойчивости самоуправления по определённой концепции, в которой определены цели управления и средства их достижения, нормальной является третья схема самоуправления и обработки информации в психике. Первая схема управления допустима для управления в чрезвычайных ситуациях, в которых предпочтительнее хоть какое-то управление, чем полный отказ от управленческого воздействия на течение событий. Вторая схема — это ущербная третья схема.

Человеческая психика, если это психика нормального человека (т.е. достигшего человечного типа строя психики), генетически настроена на осуществление третьей схемы самоуправления на основе мозаичного мировоззрения и миропонимания, развиваемых в направлении «от общего к частностям».

Безструктурное распределение информации, в частности чужое, готовое к употреблению, «авторитетное мнение», что в толпо-«элитарной» культуре большинством не воспринимается в качестве внешнего управляющего воздействия в отношении их поведения. По этому в подобных обществах устоялось мнение о том, что все происходит как бы само-собой.

Видение роли СМИ в официальной науке.

Например, Е. П. Прохоров (Евгений Павлович Прохоров (7 марта 1931 — 16 ноября 2011[1]) — российский социолог, создатель советской, а затем и современной российской теорий журналистики. Считая журналистику полнофункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:

1. коммуникативную — функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;

2. непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;

3. идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4. культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

5. рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм,

коллекционирование, шахматы и т. д. и т. п.)»;

6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

Но следует отметить, что непонятно выделение автором непосредственно – организаторской функции. Ведь, поскольку журналистика является и четвертой властью в обществе, стало быть, она влияет и на мировоззрение и взгляды людей, мотивирует их поведение. Следовательно, эту функцию можно объединить с идеологической.

Все сводится к управляющему воздействию на индивида, и тут уже не столь важно – через рекламно-справочную функцию СМИ, либо через скандально-развлекательную их функцию. Т.к. все СМИ формируют некие образы и идеи.

Мы хотим отметить тот факт, что в списке функций журналистики Е. П. Прохоров наравне с другими функциями СМИ, ставит и функцию идеологическую, хотя, по нашему убеждению, идеология определяет все остальные выделенные им функции. То есть является объемлющей по отношению ко всем выделенным Прохоровым функциям.

Такая иерархия функций в СМИ порождает несколько отдельных направлений в СМИ, где реклама, развлечения и т.д. существуют как бы сами по себе в независимости от главенствующей идеологии и культуры.

Такие как : Рекламщики, ПРщики и пр. — – Оказывают непосредственно управляющее воздействие на общество либо отдельно взятую группу индивидов, которые рассматриваются в качестве потребителей рекламируемых товаров или услуг. Зачастую прибегая к манипулятивным методам воздействия на общество в обход сознания, нередко действуя через основные человеческие инстинкты. В большинстве случаев рекламщики от мало до велика не задаются вопросом о том, как их манипуляции сказываются на обществе в целом. Они действуют сугубо в рамках заложенной алгоритмики и ее комбинаторных вариаций, в большинстве своем не осознают на какие более объемлющие цели они могут работать. Этот вопрос в принципе не обсуждается, т.к. в этом случае работает принцип “цель оправдывает средства”.

Идеологи: Зачастую это газеты, ТВ, интернет издания различных политических сил в обществе — левые правые, демократы, коммунисты и т. д. либо гос. СМИ с политикой по оглашению формирующие единое информационное пространство. Целью таких информационных ресурсов является популяризация в обществе своих взглядов и идей относительно устройства общества и его управления. Немалую роль в современных “независимых” СМИ играет и “изобличение” ныне действующей власти либо идеологического конкурента и курса проводимой им. На практике таких ресурсов огромное множество. Некоторые из них может быть более или менее радикальны в своих воззрениях, но все работают на одну цель. Методами донесения определенной идеологии до общественности являются: 1. Оглашение своих принципов работы и воззрений. 2. Выборка из потока событий определенного рода информации, из которой в дальнейшем формируются информационные блоки в виде новостей, которые зачастую публикуются с уже заложенными в них причинами и следствиями, проливающими “свет” на оглашаемое событие, его причины и возможных виновников и то, как это могло бы быть будь в обществе другая идеология. Тем самым СМИ формируют негативное либо положительное отношение общественности к тому или иному явлению. То есть в статье, как правило, косвенно либо прямо указывается виновник события.

Развлекальщики, коммуникаторы.

Создают информационный продукт с целью привлечь наибольшее число потребителей, а также по максимуму занять их свободное время потреблением данного продукта, что отражается на их рейтингах, определяющих стоимость размещения рекламы, которая составляет их основной доход. По сути, они работают в связке и зависят друг от друга.

Различного рода информационные порталы, освещающие сугубо общественные события, якобы не касающиеся политики. Форумы, для выражения общественностью своих мнений по отношению к освещаемым событиям.

В Западной культуре доминирующей в мире, в том числе и СМИ, по оглашению провозглашается приверженность к отсутствию некой единой идеологии, а также принцип “плюрализма мнений”, выражающийся в праве на “истинность” множества несовместимых между собой мнений об одном и том же объективном процессе, безотносительно к тому, какие мнения ложны, а какие истинны.
По умолчанию главенствует идеология которую можно выразить в двух словах — “выгодно продай”, ей привержены все вышеперечисленные направления в СМИ, а так же вся Западная библейская культура. Плюрализм мнений разрушителен по отношению к обществу, поскольку в обществе, не обладающем методологией познания, большинство мнений вздорны и не представляют собой выражения разных граней одной и той же общей для всех объективной Правды-Истины. Этот принцип является выражением “калейдоскопа” мировоззрения, а также направлен на его формирование в толпе, не обладающей методом познания, через призму которого можно было бы выработать субъективное видение объективных явлений и процессов.

В процессе глобализации и развития современных средств телекоммуникации, границы в информационном пространстве между государствами стираются и взаимопроникают в друг друга образуя тем самым глобальное информационное пространство. Принципы организации и функционирования которого остаются прежними — Синхронизация людей по целям (приоритетам) и путям их достижения, выборка из потока событий определенного рода информации, управление социальными процессами в обществе. Цели управления определяются первоначальным замыслом, то есть концепцией управления. Общество в котором роль СМИ не осознаётся в описанном выше виде производителями информационного продукта, а также его потребителями, и концепция развития общества не выявлена, обречено работать на чуждые цели зачастую запускающие разрушительные процессы деградации в этом обществе.

Текущие состояние глобального информационного пространства можно выразить в аббревиатуре СМРАД (Средство массовой рекламы, агитации и дезинформации). Сами по себе СМИ как инструмент могут использоваться для достижения различных целей, будут ли они созидательные либо разрушительные по отношению к обществу, определяется концепцией развития общества.

smrad-5905294