Режиссер сериала «Шаляпин» Егор Анашкин: Обезумевшие поклонницы стремились оторвать «на память» клочок его шубы

Режиссер сериала "Шаляпин" Егор Анашкин

Режиссер сериала «Шаляпин» Егор Анашкин


В день 150-летия баса всея Руси, 13 февраля, на телеканале «Россия» стартует показ многосерийной исторической драмы «Шаляпин». В главной роли — Александр Горбатов. А гениальный Ильдар Абдразаков «озвучил» арии Шаляпина. Рассказать историю выходца из вятских крестьян, ставшего легендой, взялись компания «Москино» и режиссер Егор Анашкин («Зулейха открывает глаза», «Кровавая барыня»), который и стал собеседником «РГ».

Шаляпин считал себя социалистом, но одевался у лучших портных. Александр Горбатов в роли певца.

Егор, однажды Святослав Бэлза отметил парадокс, что «Россия, может быть, слишком богата талантами. Мы позволяем себе задвигать во второй ряд тех, кто составил бы славу любой другой нации. Скажем, Бунин, хоть и нобелевский лауреат, не входит в «первый ряд». Несправедливо отодвинуты на второй план Лесков, Куприн, Фет».

Егор Анашкин: Да, и обо всех них можно было бы сделать кино. Лет десять назад я скачал сотню выпусков подкаста «Загадки и тайны русской литературы», и был поражен, сколько интересного в ней таится и сколько имен, сегодня известных только специалистам.

Продюсер проекта Екатерина Жукова заметила, что «к сожалению, Шаляпина начали забывать, и мы решили напомнить о нем».

Егор Анашкин: С одной стороны, казалось бы, Шаляпин на слуху. Но когда забиваешь в поисковике в интернете его фамилию, вылезает совсем не тот Шаляпин. Поэтому, конечно, замечательно, что продюсеры решили снять кино о великом артисте Федоре Ивановиче Шаляпине. Я помню, как артисты, приходя на кастинг, искренне удивлялись: неужели кто-то запустит историю про жизнь и судьбу оперного певца прошлого века?

На ваш взгляд, в чем главный «секрет Шаляпина»? Почему он стал легендой?

Егор Анашкин: Прежде всего история Шаляпина — это история голоса. Хотя большую часть информации о мире мы воспринимаем глазами, все-таки звук попадает в нас, минуя сознание, сразу в подкорку. Не случайно же у Русалочки ведьма пыталась похитить именно голос. И любой кинематографист скажет: когда подкладываешь музыку под картинку, восприятие зрителем происходящего на экране ускоряется в два раза.

А что касается Шаляпина, то извините за пафос, но он своим голосом гармонизировал мир. Он напоминал о том, что человек — это не только «вкусно поесть» и «сладко поспать», а нечто большее. И благодаря своему дару и масштабу личности Шаляпин мог это донести до людей.

Максимилиан Волошин вспоминал про триумф «Бориса Годунова» в Парижской опере. Но вначале «варваров» встретили неприветливо — во время репетиций оркестра уборщицы подметали пол, подымая клубы пыли, машинисты отказывать давать декорации и даже на генеральной репетиции на сцене стояли лишь скамейки. Но когда запел Шаляпин — сердца парижан были покорены.

Егор Анашкин: Вот об этом и хотелось сделать кино. О том, что, когда он пел, вся эта суета сует, ярмарка тщеславия, споры «за кого Шаляпин — за народ или за царя», — вдруг замирали, и оставался только его дар.

Но в чем еще феномен Шаляпина — он олицетворял собой Россию. Его широта души, загулы, тоска — все это ассоциируется с нашей страной. И масштаб голоса позволял передать масштаб страны, его ведь не случайно называли «царь-бас», потому что он действительно вписывался в ряд, где есть «царь-пушка», «царь-колокол».

Егор Анашкин: Биография Шаляпина для нас — это скорее повод рассказать о самом человеке. И мы выбирали факты, события, которые работали именно на раскрытие его характера. Поэтому у нас не было задачи сталкивать среду бедных и богатых слоев населения, наш фильм не про социальные конфликты. И потом, все равно ведь детство рисуется в ностальгических красках. Конечно, маленький Федор и голодал, и нищенствовал. Но все равно мы не стремились показывать ужас, грязь. Для нас важнее было, что рубеж XIX и XX веков — это удивительная по красоте и изяществу эпоха. И невероятная удача, что с нами работал Александр Загоскин. Это гениальный художник, который умеет не просто наполнить кадр аутентичными вещами, а именно создавать среду. Так что надеюсь, зритель прочувствует атмосферу того времени.