Работы белорусского художника Роберта Генина передали Национальному художественному музею коллекционеры из Петербурга — Всё о культуре Беларуси: новости, афиша, каталог заведений

Источник: eventr.ru | 12.01.2014 18:09

10 января в Минске в Национальном художественном музее открылась выставка «Роберт Генин. В поисках рая». На ней представлены работы художника и графика начала XX века Парижской школы Роберта Генина, родившегося на Могилевщине. Событие  приурочено к 100-летнему юбилею первой персональной выставки мастера, которая прошла в 1913 году в знаменитой галерее Таннхаузера в Мюнхене. В экспозиции – работы Роберта Генина из коллекции НХМ и частного собрания петербуржцев Алексея и Марины Родионовых. Они подарили Минскому музею 21 литографию Роберта Генина.

К выставке специально издан каталог, посвященный балийскому периоду творчества, в котором более 100 работ, многие из них публикуются впервые.

Роберт Львович Генин родился 11 августа 1884 года в деревне Высокое Климовичского уезда. Мать умерла, когда мальчику было около шести лет, и его взяли на воспитание в семью деда. Именно он и заметил у внука художественные способности. И в 14 лет, мальчика решено было отправить учиться в Виленскую рисовальную школу, чтобы получив академическое образование, Роберт смог открыть в Климовичах фотоателье. Проучившись два года в Вильно, Генин поступает в Одесское училище, считавшееся тогда одним из лучших средних художественных заведений в стране. И все-таки домой Роберт не вернулся. В 18 лет он отправляется учиться живописи в Мюнхен, а оттуда через 2 года едет в Париж. Там юноша становится членом знаменитого «Улья», посещает академию Жульена и курсы социальных наук в Сорбонне. Однако заработков не хватает даже на жизнь, поэтому молодой художник вынужден вернуться в Мюнхен. И здесь иллюстрации Генина начинают публиковать в еженедельнике «Jugend». А в 1911 году художник получает заказ на оформление фресками нового здания музея в Щецине. Планам помешала Первая мировая война, но эскизы фресок были изданы в форме альбома литографий, и художника заметили. Генина приглашают выставляться в парижских Осенних Салонах, а в 1913-м в мюнхенской галерее Танхаузер проходит первая персональная выставка. Генину нет еще и 30, а о нем уже заговорили в прессе, его имя упоминается в монографиях по искусству. Известный американский коллекционер Артур Эдди покупает его полотно «Жажда». В 1914 году в шведском Мальме прошла «Балтийская выставка», в русском разделе которой вместе с картинами Кандинского, Явленского и Веревкиной были представлены 3 работы Роберта Генина.

Под влиянием Первой мировой войны художник-романтик, считая невозможным рисовать идеальных людей, создает полный  драматизма цикл литографий о судьбе женщин на войне. В 1917 году в галерее Танхаузер с успехом проходит вторая персональная выставка. Генин покупает дом в Швейцарии. Художник часто выставляется, работы охотно берут известные галеристы. Казалось бы, успех, признание, заказы, деньги. Но художнику кажется, что он не смог себя реализовать до конца. За новыми впечатлениями в 1926 году Генин отправляется на остров Бали, где много и вдохновенно работает. По возвращении в Берлине выходит книга Генина «Далекий остров», рассказывающая о заокеанских приключениях и впечатлениях, с многочисленными иллюстрациями автора.

В 1931 году в Париже в галерее Жак Бонжан, принадлежащей тогда молодому Кристиану Диору, проходит очередная персональная выставка. И опять успех у зрителей и критики. А через 4 года большая персональная выставка проходит в Нью-Йорке. Но ей, к сожалению, суждено было стать последней.

Достаточно обеспеченный и успешный, выставлявшийся в известных галереях мира, Генин тоскует по родине, мечтая вернуться в Россию. Может потому, художник идеализирует советский строй. Мечтая о России, в своем доме под Парижем Генин пишет фрески, на которых — «советское» небо.

И вот, получив через Красный Крест советский паспорт, в марте 1936 года художник приезжает в Москву. Генин старается не замечать материальных трудностей и отсутствия собственного жилья, стойко переживает  неустроенность, пытается работать. И через год после возвращения, кажется, удача улыбается. Генин получает заказ на фреску «Сбор урожая» для фасада павильона «Совхозы» строящейся Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки. Два года работы, и когда огромная фреска перенесена на стену, сооружение решают переделать, а фреску — громадный труд и гордость художника — замазывают известью. Генин ни при чем, просто руководители строительства ВСХВ были признаны врагами народа. Художник стойко переносит удар. И вот опять удача: он может принять участие в росписи стен Дворца Советов. Но и этим планам помешала война. Так мечтавший быть нужным и полезным советской стране 57-летний художник с негнущейся ногой решает идти в ополчение, но в военкомате ему отказывают. Однако во время авианалетов он дежурит на чердаках и крышах, даже получает контузию…  И вдруг самоубийство.

Почему Генин решился на такой шаг, можно только догадываться. Картин художника в Москве не осталось, нет и могилы, нет даже официальной записи о смерти.

Есть сведения, что художнику удалось все-таки  побывать на своей малой родине в Климовичском районе, откуда уехал 14-летним подростком, и о которой помнил всю жизнь. И как пронзительное детское воспоминание — небольшая картина «Зеленая церковь в Красавичах».

Талантливый и яркий художник, человек сложной, интересной и трагической судьбы достоин, чтобы имя его знали и помнили на родине.

В память о художнике Роберте Генине на малой родине.

Выставка работ балийского цикла Роберта Генина в сентябре прошлого года прошла Могилевском музее им. П. В. Масленникова. Тогда же, на здании Климовичского краеведческого музея была установлена мемориальная доска в память о художнике-земляке. Затем выставка, которую первыми увидели могилевчане, состоялась в Витебске. И вот работы художника представлены в Минске.

Ирина Гладких