Отзыв на спектакль Могилевского драматического театра «Свои люди…» — Всё о культуре Беларуси: новости, афиша, каталог заведений

Источник: eventr.ru | 21.05.2014 16:39

Александр Островский считал свою пьесу «Свои люди – сочтемся» комедией. А могилевский режиссер Виктор Куржалов назвал свой вариант комедийными действиями без самовара или комедией характеров, решив по-своему, не меняя текста пьесы, показать, что нравы прошлых столетий перекликаются с реалиями дня сегодняшнего. Мне показалось, что больше похоже на фарс или комедию положений.

История, талантливо рассказанная Островским, актуальна и остра  и сейчас. Жадность, накопительство, стремление к наживе любой ценой, продажность, стяжательство, бесчестие, предательство и обман – эти пороки не исчезли. Сюжет пьесы – бесконечная цепь обманов при полном отсутствии образованности и каких бы то ни было нравственных правил. Целый мир обмана, в котором если мошенник и бывает наказан, то только тем, что его обманывает еще больший авантюрист и наглец. И к клоунски наряженным и карикатурно ведущим себя героям могилевского спектакля действительно нет никакого сочувствия.

Сюжет знаком со школьной скамьи. Очень хитро поступил купец Большов, объявив себя банкротом и положившись на своего преданного приказчика. Да кого только он перехитрил, не самого ли себя? Купец, потерявший честь и совесть, и отлично усвоивший лишь одно жизненное правило «вышла линия, ну и не плошай…», не учел одного, что и его тоже можно обмануть. Лишившись своего богатства, он потерял и власть над людьми. Но если для него банкротство и тюрьма – это завершение его купеческой карьеры, то для дочери Липочки и ее мужа бывшего приказчика Подхалюзина – только начало. Ведь Подхалюзин – еще больший мошенник, чем Большов. Он смог и хозяина провести, и завоевать расположение его  дочери, которая вначале не хотела выходить за него замуж. Это «новый» Большов, но уже не в потрепанном сюртуке, а во фраке, сшитом по последней моде, еще более наглый и лицемерный. Если Большов еще верит в искренность семейных отношений: свои люди сочтутся, то для Подхалюзина уже ничто не свято, в нем осталась только изворотливость дельца-прощелыги.

svoi_ludi_antrakt-by_2-1623114

На фото: спектакль Могилевского драматического театра «Свои люди…»

Под стать и Липочка, которая вначале мечтает о женихе из благородных, одетом по-журнальному. Но как быстро она понимает, что с деньгами ее отца и изворотливостью Подхалюзина можно зажить не хуже так называемых «благородных». Барышня из тех, кто своего не упустит, а если выгодно, то и отца родного продаст.

Воплощение обмана в чистом виде сваха Устинья Наумовна с вечными  льстивыми обращениями «брильянотовый мой», «изумрудный». Но вот она уже соучастница обмана Подхалюзина. А в финале и сама обманута, не получив обещанного (две тысячи рублей и соболью шубу). И в могилевском спектакле сваха в цветастых нарядах как яркая, но пустая внутри матрешка.

svoi_ludi_antrakt-by_6-9498412

На фото: спектакль Могилевского драматического театра «Свои люди…»

В постановке хорошо сочетается всё: и гротескная игра актеров, и яркие почти клоунские  костюмы, и интересные декорации. Вначале в доме купца всё действие проходит вокруг рояля, покрытого огромным ковром. Он и стол, за которым пьют, и трибуна, и лежак. Всё, только не музыкальный инструмент, ведь на нем никто не умеет играть. А в богатом доме его дочери роялей уже два, причем один состоит из двух половин (собственно тоже ненужная, но дорогая игрушка).  Очень подходит к действию и своеобразный антракт. Когда зрители уже почти поднялись с мест, актер, робко выглянувший из-за опустившегося занавеса, вдруг смело вышел и истошно заорал под фонограмму.

svoi_ludi_antrakt-by_5-6216765

На фото: спектакль Могилевского драматического театра «Свои люди…»

Могилевские актеры хотели представить свой взгляд на классику. Но вот у меня впечатление осталось как от циркового представления: шумно, ярко, зрелищно и … всё. Сложное неоднозначное произведение Островского в таком исполнении уж слишком понятно. Уж слишком на потребу той части публики, что серьезным спектаклям предпочитает мыльные оперы. И даже время неутомительно сериальное – чуть больше часа. И потому комедии характеров, на мой взгляд, как раз и не получилось. Ситком – да, где как в простеньком телеварианте после «якобы шутки» предполагается запись смеха. Чтобы даже над этим не задумываться. Вот и получился спектакль не для театралов, когда выходя из зла у тебя вопросов больше, чем ответов, а для юзеров театра (провел весело время и забыл). Свои люди…

Ирина Гладких