Источник: eventr.ru | Фото: Фото Дениса Василькова | 25.02.2014 00:04
В Могилевском театре поставили «Фрекен Жюли», скандально известную пьесу шведского драматурга Августа Стриндберга. Драма была написана в 1888 году специально для того, чтобы создать собственный «экспериментальный» театр, позволяющий порвать с устоявшейся театральной рутиной. Думаю, именно «Фрекен Жюли», поставленная режиссером Саулиусом Варнасом, может стать первым шагом к созданию в Могилеве интеллектуального театра.
Сюжет о графской дочке, ставшей на одну ночь любовницей отцовского лакея, у которого есть невеста-кухарка. Но это не просто пикантный любовный треугольник, не только заурядная история соблазненной и брошенной женщины, не рассказ о слуге, мечтающем попасть в высшее общество. Это лишь главная сюжетная линия. Спектакль не только о социальном неравенстве и войне полов. И даже не о том, что враз изменить свою жизнь почти невозможно. Все гораздо более неоднозначно, сложно, трагично… И герои, и их отношения. А главное, то, как это сыграли актеры Могилевского театра. Это не мыльный сериал с примитивно понятным сюжетом, где конец эпизода предугадывается с первых слов. Двухчасовое действие держит в напряжении, и в финале вопросов остается больше, чем ответов. На мой взгляд, ярко в спектакле все: и игра актеров, и оригинальная сценография, и пластические решения, и необычные костюмы, и даже грим и прическа главной героини. И музыканты, все время присутствующие на заднем плане, и, конечно, музыка, которая тоже стала героем пьесы.
Отчаяние и пустота толкают молодую графиню Жюли в объятья слуги Жана. Им же движет корысть: воспользовавшись деньгами, он мечтает открыть собственный отель в Женеве.
Действие происходит в Иванову ночь, ночь костров и купаний, ворожбы и любви, ночь, которая считалась самой разгульной и эротической в году. Но ночь без запретов заканчивается, а днем придется жить по правилам. Можно, конечно, сбежать в Женеву, но от себя не убежишь.
Женщина и мужчина, богатая и бедный, хозяйка и слуга, аристократка и плебей. Он – лакей, ворующий у хозяина дорогое вино, она – взбалмошная богачка, танцующая с бедняками и предпочитающая пиво. Противоположны даже их сны-откровения. Ее, графиню, тянет на самое дно, потому что в жизни на самом верху не так уж много счастья. А слуга мечтает взлететь, вырваться из своего социального слоя. Что их влечет друг к другу? Любовь? Скорее они разыгрывают ее друг перед другом. Страсть? Корысть? Желание отомстить жизненному одиночеству?
Он, несмотря на выигрышную внешность и французские словечки, не может избавиться от лакейских привычек. Не потому ли на шее всегда графские сапоги. Не потому ли моментально появляется подобострастный тон, когда возвращается старый граф. Она – сильная, своенравная, надменная, но беззащитная и очень одинокая женщина. И понимает, что счастливое будущее с бывшим слугой для нее невозможно. Понимает, что он не сможет стать ей равным, не сможет ее понять. И главное, она не любит его, а будущее без любви невозможно. Как невозможен и счастливый конец.
Пожалуй, единственный твердо стоящий на ногах персонаж — кухарка Кристина. Узнав об измене жениха, она согласна его понять и ждать. Она спокойна и рассудительна, знает свое место и довольна этим. А потому у нее всегда крепкий сон. Но уж слишком она здравомысляща, абсолютно без всяких сомнений.
Спектакль «Фрекен Жюли» заканчивается уходом главной героини. Куда же она все-таки уходит, хлопая дверью? Может, этот хлопок – самоубийство, о котором она задумалась, расценив свой поступок как падение, услышав от слуги презрительные насмешки в свой адрес? Или это твердое решение – продолжать дальше мстить мужчинам? Каждый додумает по-своему. Но спектакль именно потому и интересен, что неоднозначен. Актеры и режиссер по-своему «рассказали» про любовь и страсть, одиночество и презрение.
Спектакль действительно стал событием. Спасибо! Аплодисменты!!!
Ирина Гладких
Премьера спектакля состоялась 15 мая 2013 года. Режиссер: Саулиус Варнас. Исполнители: Елена Кривонос (фрекен Жюли), Александр Кулешов (Жан), Евгения Белоцерковская (Кристина).