Источник: eventr.ru | 09.04.2014 15:05
Калужский областной драматический театр, составляя репертуар для гастролей, не забыл и о маленьком зрителе. В начале апреля на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра калужане показали сказку «Алиса в стране чудес».
Надо сразу отметить, что «Алиса» была заявлена, как музыкальная сказка для детей и взрослых. Однако как «взрослый» могу сказать, что до такого уровня она не дотянула. Все было слишком. Слишком пестро, слишком ярко, слишком наигранно. Для детей, безусловно, самое то, но не для взрослых.
Спектакль был поставлен приглашенным из Тулы режиссером Вениамином Вайманом. Который, по собственному признанию, является большим любителем Кэрролла и знаком с его работой во всех возможных переводах. Возможно поэтому, режиссер постарался сделать спектакль неожиданным как для знающего сказку человека, так и для того, кто увидит ее впервые.
В постановке совершенно удивительным образом сплелись сразу две истории про маленькую девочку. Тут вам и белый кролик, и шахматные фигуры, и говорящие цветы. В общем, «чудесатый» микс из всего, что вы могли знать об «Алисе». Вот только сюжет не так закручен, а, напротив, довольно прост – целеустремленность, настойчивость и храбрость смогут открыть любые двери. Даже самые маленькие.
И если в оригинале Кэрролла при должном старании можно найти с десяток подтекстов и скрытых смыслов, то в калужской «Алисе» от этого решено было отказаться. Режиссер хотел показать детям просто сказку. Хотя и в этом случае от не по-детски глубокой морали избавиться не удалось. Пусть порой и казалось, что постановщики ну очень старались. Не удалось только по той причине, что из «Алисы» ее в принципе выкинуть невозможно. Вот и получается, что персонажи с одной стороны дурачатся и бесятся как дети, а с другой – говорят серьезные, взрослые вещи. Ни рыба ни мясо.
Но, не смотря на это, маленький зритель сказку принял хорошо. Правда, к середине второго акта сталочувствоваться – зал устал. Дети начали шуметь и скакать на своих местах, видимо для них спектакль все же был немного утомительным. Хотя шел он не более полутора часа с учетом антракта. Первый акт 40 минут, второй полчаса.
Расстроило, что не было живого звука. Фонограмма сбивала общую атмосферу волшебства. А вот видеоряд, который служил и своеобразной «сценой» и частью декораций, как по мне, оказался более чем хорошим решением. С помощью записи и анимации удалось действительно передать всю чудесность происходящего. И неожиданные изменения роста Алисы, когда зритель видел только ее башмаки, и необычный разговор девочки со своим собственным отражением.
Отдельно хотелось бы отметить костюмы. Они были чудесны. Совершенно невероятные и уж точно нигде больше не встречающиеся. С помощью них удалось дополнить образы персонажей, придать им еще большую оригинальность.
В общем, оригинальность это основная черта всей постановки. Сколько бы в мире не существовало интерпретаций «Алисы в стране чудес», калужскую «Алису» вы не перепутаете ни с чем. И, если откинуть все нюансы, режиссеру действительно удалось то, что он задумал, а именно – хорошая детская сказка.
Автор: Александра Горячко.