Источник: eventr.ru | Фото: Анжелика Грекович | 08.07.2014 16:29
Мюзикл «Софья Гольшанская» был назван постановщиками первым национальным мюзиклом. По признанию композитора Владимира Кондрусевича, работа над ним началась с монет с изображением Софьи, выпущенных к ее 600 – летию.Интересно, что и в самом спектакле Ведунья предсказывает Софье, что ее лик будет отчеканен на монетах. В основу сюжета легли реальные исторические события.
История любви и короны
Все ожидают прибытие великого польского короля Ягайло. Он задумал жениться на Василисе, но после глупого розыгрыша шута неожиданно влюбляется в ее младшую сестру Софью.
Василисе нанесено страшное оскорбление и она не в силах стерпеть своего позора. Масла в огонь подливает Уго – канцлер короля. Ему тоже не на руку брак Ягайло и Софьи, ведь молодая жена может родить наследника и тогда для Уго королевский престол будет потерян. Используя Василису, канцлер пытается уничтожить гольшанскую красавицу.
И если к «национальности» сюжета вопросов нет, то язык повествования вызывает смешанные чувства. Как бы не говорили, что в стране два государственных языка, но хотелось, чтобы в национальном мюзикле белорусский язык использовался не только в отдельных песнях, но и в речи персонажей.
Сюжет был превращен в романтическую и незамысловатую историю. Василиса любит Ганча, Ганчалюбит Софью, Софья любит Ягайло – тут все взаимно. История любви, предательства и еще раз любви. Без претензий на решение исторических вопросов. С такого стоит начинать приучать публику к национальным произведениям.
В целом спектакль легок к восприятию. Расколотым кажется только первый акт. Некоторые сцены не имеют очевидной логической связи. Так, купальские празднования, несут заявленный национальный дух, но в тоже время на их фоне блеклым выглядит важная сюжетная сцена – коронация Ягайло купальским венком с цветком папоротника, символом любви.Второй же акт, полностью отданный сюжету, вышел динамичным и драматичным.
На фото: мюзикл «Софья Гольшанская»
Особую зрелищность и колорит в мюзикле создают декорации и костюмы. Сценография может показаться простой, но в тоже время очень эффектной. На сцене наклонный станок – помост, который играет роль и зала замка, и поля битвы, и темниц. Помимо основных кулис, опускающиеся железные решетки, на краю сцены гербы Гольшан и Польского Королевства, все это создает мрачное, но вместе с тем мощное ощущение, погружающее в атмосферу средневекового замка и дворцовых интриг. Сильнее всего поражают элементы военных сцен – железные всадники, что выдвигаются на время боя и огромные мечи, опускающиеся из верхних кулис.
На фото: мюзикл «Софья Гольшанская»
Дополняют общую атмосферу и костюмы.Художник по костюмам Татьяна Лисовенко воссоздала смесь классических эскизов и более современных вариаций исторической одежды. К тому же, благодаря костюмам передается и одна из сюжетных линий –интрига. Все придворные носят маски, так же в своеобразной маске-шлеме появляется и канцлер Уго, склоняющий Василису к предательству, в маске и черных одеяниях уходит Василиса со сцены. Как видно, общий смысл передают и цвета. Так, например, Софья и Ягайло появляются в белом, Уго в лиловых и серых, Василиса – темно-зеленых и багровых тонах.
Сильное впечатление производит балет. Помимо основных партий он присутствует на сцене в виде своеобразной «декорации»: извивающиеся на заднем плане вороны, танцующие нимфы и придворные. Эти образы придают постановке объем. Иногда кажется, что через пластику тела передаются невысказанные чувства.
Все вместе превращает «Софью Гольшанскую» в действительно динамичный и глубокий мюзикл, с присущими музыкальному театру яркостью и масштабом.
Александра Горячко.
На фото: мюзикл «Софья Гольшанская»