«О бедной культуре замолвите слово» или реалии оптимизации (сокращения) культурных учреждений — Всё о культуре Беларуси: новости, афиша, каталог заведений

Источник: eventr.ru | 15.12.2013 19:26

Как бы  красиво  не звучало это слово,  «оптимизация»,  за ним всё равно подразумевается понятное и неприятное  всем слово «сокращение».    И, так или иначе, с  ним столкнулись сотрудники культурных учреждений, где   некоторым из них пришлось услышать это  слово  и в свой адрес. А всё дело в том, что   коллегией  Министерства культуры  Республики Беларусь  от 25 сентября текущего года № 189  было принято решение  об оптимизации сокращении культурных  учреждений. Это постановление повлекло за собой сокращение   30%  сотрудников Института культуры Беларуси,  25% — сотрудников Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа и Государственного литературного музея Янки Купалы, а также Национального художественного музея — на 5%, других (всех остальных) подведомственных организаций — на 20%. 

В итоге  кто-то подсчитывает свой бюджет, а кто-то уже  составляет  план  на будущее.   Но в воздухе  всё равно остаётся ещё много  острых вопросов.  Ведь   сокращение – это цепная реакция:  сократишь одно – отзовётся в другом.

Также не надо забывать,  культура – это настоящее искусство, деликатное и очень ранимое, а культурные работники – неотъемлемая составляющая  этого  целого. Поэтому за цифрами сокращённых работников  стоят не только  человеческие судьбы, но и настоящие профессионалы своего дела, мастера творить новое, полпреды белорусской культуры.   Но с  другой стороны,  если происходит сокращение, фонд зарплаты остаётся неизменным, поэтому есть возможность повышения зарплаты тем, кто остался на своих местах.  Об этом можно долго рассуждать и спорить, выдвигать постулаты и опровержения, но к единому  выводу прийти сложно.  Поэтому  я  решила  обратиться к профессионалу, который   без малого три десятка лет стоит у руля Государственного ансамбля танца Беларуси,  –   к народному   артисту Республики Беларусь Дудкевичу  Валентину Владимировичу.

Заслуженный деятель признался,  что проблемы связанные с культурной отраслью ему откровенно не нравятся, потому что сводятся  только к одному – заработку.  «Мы всё меньше говорим о программах, о качестве исполнения, об основной воспитательной функции культуры. Мы уже начинаем забывать, что основное наше предназначение лечить души людей, беречь и сохранять национальные традиции, быть доступным простым  людям. Как-то плохо это сочетается – быть доступным и много зарабатывать».

Говорить можно о чём угодно и как угодно, но если есть факты,  мысль становится бесценной, как и в случае Валентина Владимировича,  который  конкретизировал волнующие его  вопросы и привёл несколько фактов, говорящих о   состоянии  профессиональных хореографических коллективов, ориентированных на национальное искусство.   Например,  многие считают, что артисты являются очень богатыми людьми. Но,  к сожалению, это не так. Молодёжь, которая приходит  работать в Государственный ансамбль танца Беларуси,  получает  1,7 млн. белорусских рублей, а самые именитые артисты, которые сумели добиться успеха и славы,  зарабатывают в месяц  около 3,5 млн.  белорусских рублей.

Валентин Владимирович признаётся, что он с  грустью и огорчением читает  рекламу в метро: «Требуется уборщица – оклад от 3 500 000 или грузчик –  оклад от 4 500 000». Так неужели солисты   Заслуженного коллектива  Республики Беларусь Государственного ансамбля танца Беларуси   уборщицу догнали, а до грузчика ещё не доросли? И какую роль сыграет в этом сокращение?  Но это ещё ничего!

Валентин Владимирович предлагает   взглянуть на спорт, ведь это тоже тяжёлая работа, где  без таланта далеко не уедешь, здесь, как и в культуре,  есть трудности формирования состава, и, разумеется, проблемы  с бюджетом.   И вот на этом,  хотелось бы остановиться  поподробнее.  Годовой бюджет  Государственного ансамбля танца Беларуси  составляет примерно  0,7 млн. долларов  в год.  Тогда, как  в спорте?  Далеко ходить не надо, заглядываем в интернет, где находятся открытые данные о доходе  футбольных команд за год.  В глаза сразу бросается цитата «Не секрет, что спорт в Беларуси совсем не то, чем он является во всём мире. Это не индустрия зарабатывания денег, а система клубов, которые готовы, в лучшем  случае, с умом потратить то, что даёт государство».   Обращаемся к официальным данным, смотрим на команды, находящиеся в конце списка  рейтинга Беларуси, видим:    ФК «Днепр», бюджет  составляет 1.3 миллиона долларов и 12-е место в чемпионате Беларуси. Ещё один пример, СК «Строитель», его бюджет 1,4 миллиона долларов, в итоге 13-е место. И этот список можно ещё  продолжать очень долго. «Не хочу  заглядывать в чужой карман, но,  думаю,  рубеж грузчика они уже преодолели»– говорит Валентин Владимирович.

 А что касается Государственного ансамбля танцев? Аншлаги в любых концертных залах и за границей.  Например,  в Бразилии за месячные гастроли на выступлениях ансамбля  бывает  около  ста тысяч зрителей, причём гастроли являются коммерческими (не за счёт бюджета).   Аналогично   происходит на сценах Европы, Северной Америки, КНР.  Ансамбль неоднократно  гастролировал по миру, с неизменным успехом выступал на международных фестивалях искусств.  Получается парадокс какой-то:   работники культуры самых престижных и  именитых коллективов страны получают в два раза меньше, чем  спортсмены «не самых популярных»  команд Беларуси, которым есть  ещё,  куда и к чему стремиться.  Возвращаясь к теме экономики,  Валентин Владимирович   подчеркнул, что можно найти много других  мест, где возможно сэкономить, а не начинать с  самых бедных, сокращая всех под одну гребёнку.

Это заставляет задуматься о будущем страны, ибо культура –   наследие, сокровище  белорусского народа. И,  ведь так хочется, чтобы это наследие   могло развиваться свободно, без материальных рамок и сокращений. Оптимизация  подходит к своему логичному завершению:  часть сотрудников сокращена,  а другой части  предстоит выполнять планы, а это значит работать больше и усердней.

А что с культурой? Время покажет. 

Горшко Эльвира.